Типовые правила антикоррупционного поведения

Академия управления при Президенте Республики Беларусь

Научно-исследовательский институт теории и практики
государственного управления

ТИПОВЫЕ ПРАВИЛА
антикоррупционного поведения в государственных органах и иных организациях Республики Беларусь

Минск, 2017

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящие Типовые правила антикоррупционного поведения в государственных органах и иных организациях Республики Беларусь (далее – Правила) устанавливают базовые принципы, нормы и правила антикоррупционного поведения государственных должностных лиц государственных органов и иных организаций и приравненных к ним лиц (далее – должностных лиц).

Задачами настоящих правил являются:

формирование антикоррупционного поведения должностных лиц;

достойное выполнение профессиональной деятельности на основе законодательства, правил служебного поведения, а также этических норм и стандартов;

обеспечение единой нравственно-нормативной основы поведения должностных лиц;

снижение возможностей для возникновения коррупционных проявлений;

содействие укреплению авторитета государственных должностных лиц государственных органов и иных организаций и приравненных к ним лиц, повышение доверия граждан к государственным органам и иным организациям.

2. Настоящие Правила разработаны на основании:

Конституции Республики Беларусь от 15 марта 1994 г.;

Директивы Президента Республики Беларусь от 11 марта 2004 г. № 1 «О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»;

Декрета Президента Республики Беларусь от 15 декабря 2014 г. № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций»;

Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией»;

Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. «О государственной службе в Республике Беларусь»;

иных нормативных правовых актов, направленных на борьбу с коррупцией.

3. В настоящих Правилах используются термины в значениях, определенных в Законе Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. «О борьбе с коррупцией».

4. Должностные лица должны принимать все необходимые меры для соблюдения положений настоящих Правил, а каждый гражданин вправе ожидать от должностных лиц поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящих Правил.

5. Знание и соблюдение положений настоящих Правил является одним из критериев оценки качества профессиональной деятельности и уровня развития деловых и личностных качеств должностных лиц.

ГЛАВА 2
ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

6. Каждый государственный орган и иные организации придерживаются принципов законодательства о борьбе с коррупцией, а также принципов этического делового поведения во всех видах деловых отношений. Принципы настоящих Правил обязательны для исполнения всеми должностными лицами.

В государственных органах и иных организациях закрепляется принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях как в повседневной деятельности, так и при реализации стратегических проектов.

7. Базовыми принципами антикоррупционного поведения должностных лиц являются:

принцип соответствия действий и решений законодательству – реализуемые в государственных органах и иных организациях меры и процедуры формирования служебного поведения должны соответствовать законодательству;

принцип личного примераруководству государственных органов и иных организаций отводится ключевая роль в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения коррупции;

принцип вовлеченности должностных лиц в процессы борьбы с коррупцией – осуществляется широкая информированность работников о положениях законодательства по борьбе с коррупцией, а также принимаются меры для их активного участия в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур в государственных органах и иных организациях;

принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции –выполнение должностными лицами комплекса мер, позволяющих снизить вероятность вовлечения их в коррупционную деятельность;

принцип эффективности антикоррупционных процедур – оптимальность антикоррупционных мероприятий государственных органов и иных организаций по стоимости, простоте реализации и значимости результатов;

принцип ответственности и неотвратимости наказания за коррупционные проявления – неотвратимость наказания всех должностных лиц вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений и в связи с исполнением трудовых обязанностей;

принцип открытости хозяйственной и иной деятельности –информирование контрагентов, партнеров и общественности о результатах хозяйственной деятельности, за исключением информации, имеющей служебный характер или представляющей коммерческую тайну;

принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга состояния дел – регулярный мониторинг эффективности настоящих Правил и доведение его результатов всем заинтересованным.

ГЛАВА 3
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИИ

8. В целях предупреждения коррупции должностные лица должны:

противостоять проявлениям коррупции;

не допускать коррупционных правонарушений либо правонарушений, создающих условия для коррупции;

пресекать факты коррупционных правонарушений со стороны других должностных лиц;

избегать поведения, которое может вынудить их оказать услугу другому лицу взамен предоставленных от него преимуществ, льгот или иных благ;

не допускать посредничество во взяточничестве или коммерческом подкупе, либо иным образом способствовать взяткодателю и/или взяткополучателю в достижении или реализации соглашения между ними о получении и даче взятки или совершении коммерческого подкупа;

отказываться от получения любых платежей в виде денежных средств материальных ценностей, иной выгоды или преимущества, если получение таких платежей, выгод или преимуществ само по себе является следствием ненадлежащего выполнения должностных или иных предусмотренных законом обязанностей.

9. Обо всех случаях, которые могут повлиять на исполнение работником его обязанностей, он должен докладывать своему непосредственному начальнику, а при необходимости также и другим должностным лицам или органам.

10. Должностное лицо несет ответственность за неправомерность своих действий. В случае сомнения в правомерности полученных для исполнения приказа, распоряжения и так далее (далее – указания) должностное лицо обязано незамедлительно сообщить об этом в письменной форме:

своему непосредственному руководителю;

руководителю, издавшему указания;

вышестоящему руководителю.

Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший указания в письменной форме, подтверждают их, работник обязан их исполнить, за исключением случаев, когда их исполнение является преступлением.

11. Если должностное лицо располагает достоверной информацией о коррупционном правонарушении либо о правонарушении, создающим условия для коррупции, оно должно принять необходимые меры по предотвращению и пресечению такого правонарушения.

К необходимым мерам относятся информирование руководства государственного органа или иной организации; информирование уполномоченных государственных органов.

После получения информации о коррупционном правонарушении либо о правонарушении, создающим условия для коррупции, руководство государственного органа или иной организации принимает по ним соответствующие меры, в том числе по защите лица, сообщившего о правонарушении, если в его действиях нет нарушений законодательства, от незаконного преследования, негативно влияющего на его дальнейшую служебную деятельность, права и законные интересы.

12. При возникновении конфликта интересов должностное лицо обязано принять меры по его предотвращению и урегулированию, предусмотренные законодательством о борьбе с коррупцией.

13. В государственных органах и иных организациях необходимо проводить конкурсы, аукционы или иные процедуры в порядке и на условиях, определенных законодательством, при принятии решений: о распоряжении государственным имуществом; о проведении закупок; о привлечении юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей к реализации государственных программ и государственных заказов; о распределении квот; о выборе поставщиков для государственных нужд; о возложении на юридическое лицо и (или) индивидуального предпринимателя отдельных функций государственного заказчика; в иных случаях, предусмотренных актами законодательства. Настоящий пункт применяет в случаях, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь.

14. Должностные лица в письменном виде дают обязательство по соблюдению ограничений, установленных статьями 17–20 Закона Республики Беларусь от 15 июля 2015 г. № 305-З «О борьбе с коррупцией», и ставятся в известность о правовых последствиях неисполнения такого обязательства.

15. Руководство государственного органа или иной организации вправе привлекать лиц, совершивших коррупционные правонарушения или правонарушения, создающие условия для коррупции, а также нарушивших письменное обязательство, указанное в пункте 14 настоящих Правил, к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от занимаемой должности (увольнения) в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

16. Все должностные лица имеют право принимать участие в разработке и общественном обсуждении проектов локальных нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией, в деятельности комиссии по противодействию коррупции, а также в иных формах, предусмотренных законодательством.

ГЛАВА 4
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ НАСТОЯЩИХ ПРАВИЛ, ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ ИХ ИСПОЛНЕНИЯ

17. Ответственность за правонарушения, создающие условия для коррупции, и коррупционные правонарушения устанавливается Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

18. Каждый государственный орган и иные организации последовательно обеспечивают реализацию настоящих Правил в своей деятельности:

открыто заявляют о неприятии коррупции и требуют от своих должностных лиц безусловного соблюдения базовых принципов, норм и правил антикоррупционного поведения;

осуществляют мероприятия по повышению мотивации должностных лиц придерживаться антикоррупционного поведения;

организуют мероприятия по выявлению и последующей актуализации коррупционных рисков;

реализуют и актуализируют программу обучения должностных лиц антикоррупционному поведению;

формируют антикоррупционное мировоззрение;

создают условия нетерпимости к коррупционному поведению;

обеспечивают повышение уровня правосознания и правовой культуры должностных лиц;

20. В целях осуществления контроля за исполнением положений настоящих Правил руководством государственного органа или иной организации назначаются лица (подразделения), ответственные за актуализацию, внедрение, мониторинг и реализацию настоящих Правил.

21. Текст настоящих Правил размещается в общедоступных местах государственных органов и иных организаций, а также на интернет-сайтах государственных органов и иных организаций.